Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат Открыть чат во всплывающем окне

@  АСМ : (09 Январь 2017 - 12:05 ) С Новым Годом, господа ))

Фотография

Шантидева ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ

Шантидева просветление путь бодхисаттвы бодхисаттва

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Barguzin

Barguzin

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 037 сообщений

Отправлено 29 Март 2017 - 19:42

Шантидева ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ
 
 
 
 
 
Некоторым, что бы достичь просветления, достаточно спросить себя - Кто Я? Другим приходится отвечать дольше.
 
Шантидева - монах VIII века. Принадлежит к числу 84 буддийских махасиддх. Книга ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ изучается на начальных курсах буддийских университетов.
(Текст цитируется по переводу Ю. Жиронкиной)
 
 
 
 
ВЕРХ
 
Глава первая ХВАЛА БОДХИЧИТТЕ
 
Почему я считаю что кто-то достоин поклонения?
Зачем Я простираюсь в глубочайшем почтении, пред всеми, кто достоин поклонения?
Что есть Слово (которое было в Начале)?
Как исполнять обеты, согласно Слову?
Почему я говорю то, что уже и так давно известно?
Зачем я пишу и-или читаю это?
Зачем мне стремление творить благое?
Какова высшая цель человека?
Зачем мне ее достигать?
Почему в нашей жизни благое слабосильно?
Почему в нашей жизни мощь пагубного – велика и ужасна?
Как же добродетель способна одолеть пагубное?
В чем разница между добродетелью и пагубностью?
Что (Кто) может привести к освобождению несметное собрание существ?
Кто ВЫ, желающие освободиться от многообразных страданий бытия?
Следует ли Уничтожить всевозможные несчастья существ?
Хотим ли МЫ испытать мириады наслаждений?
Как, кто, что превращает наше нечистое тело в тело Победителя (Будды)?
Зачем МЫ жаждем избавления от мирских обиталищ?
Почему неразумные отказываются от духовной опоры?
Почему МЫ выбираем либо путь вдохновенный, либо путь деятельный?
Почему надо выбирать какой-либо путь?
Откуда пришла цель – «существа бесконечных миров достигнут полного освобождения»?
Откуда НАШЕ намерение принести благо всем живущим?
Почему в НАС не возникает желание деяния ради НАШЕЙ собственной пользы, но возникает желание деяний на благо всех существ?
Как устранить омрачённость НАШЕГО ума?
Где отыскать праведника кто всегда платит добром за добро?
Где отыскать праведника кто всегда платит за зло по справедливости?
Где отыскать праведника кто всегда творит благое, даже если его не просят?
Зачем праведники творят благое, если их не просят?
 
Глава вторая ОСМЫСЛЕНИЕ СОТВОРЕННОГО ЗЛА
 
Как обрести пустое состояние ума? Зачем?
Почему все, что проявляется в безбрежном пространстве не принадлежит никому, а деньги все же разделены между людьми?
Какие дары и подношения достойны мудрейших из мудрых, достойных наивысшего почитания? Зачем мудрейшим из мудрых дары и подношения?
Где искать прибежище, покуда не овладел сутью Пробуждения?
По чьей воле МЫ творим дурные дела? Зачем МЫ это делаем?
Что будет, если смерть придет за мной прежде, чем я очищусь от своих злодеяний?
Когда придет смерть, на кого мне полагаться?
Зачем существуют извечные болезни – страсти и ненависти ?
Кто мне дарует бесстрашие?
Как сумею я освободиться?
Если неизбежно я обращусь в ничто, как могу я пребывать в покое сейчас?
Что теперь мне осталось от ушедших переживаний?
 
Глава третья ЗАРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ
 
Зачем приносить блаженство и пользу всему живому?
В чем мне найти великое счастье и радость?
Кто страдает из-за омраченности?
Что есть нирвана? Как мне уйти в нирвану? Зачем?
Зачем избавлять от страданий всех живущих?
Какой смысл в отречении от всего?
В чем счастье обрести полное Пробуждение?
Случайно ли я обрел тело человека? 
Трудно (легко ли) обрести человеческое тело?
Как рассеять мрак вселенского неведения? Зачем?
В чем земная радость? Как это познать? Почему Я хочу это знать?
 
Глава четвертая САМОКОНТРОЛЬ
 
Почему нельзя сворачивать с Пути и уклоняться от практики?
Как давать и исполнять обещания? Стоит ли это делать?
Что будет, если искренне пригласив всех существ вкусить непревзойденного блаженства, затем их обмануть?
Что будет, если мешать бодхисаттве в его благих деяниях?
Как избежать неблагих уделов, болезней, смерти, неволи и отсечения членов?
Как творить благо, и не творить зло – различая их?
В чем разница - грешить осознавая, или по глупости или по незнанию?
Как не утратить волю и не поддаться ненависти и страсти?
Почему я подчиняюсь иллюзиям в уме?
Все ли существа ответят добром на добро?
 
Глава пятая БДИТЕЛЬНОСТЬ
 
Как следить за своим умом? Зачем?
Верно ли, что всех можно укротить, укротив лишь свой ум?
Верно ли, что все страхи и все беспредельные страдания берут начало в уме?
Не сам ли человек придумал все орудия пыток и разрушений? 
Верно ли, что кроме своего ума, нечего опасаться?
Каковы действия тела и речи при ущербном уме?
Что такое сосредоточение и концентрация?
Как сохранять памятование и бдительность?
Как не блуждать взором рассеянно и бесцельно?
Как в любой ситуации действовать, лишь осознав, что следует совершить?
Как не утратить сосредоточения ни на единый миг?
Как поступать что бы все удавалось?
Как оставить пристрастие к пустым разговорам?
Как оставить всевозможные развлечения?
Как устранить в уме высокомерие, насмешку, гордыню, самодовольство и желание твердить о чужих пороках, притворство и ложь?
Как, совершая непорочные дела, помнить, что ум лишь иллюзорное существо?
Как тело и ум отделить друг от друга?
Где сущность этого тела? Что в моем мозгу?
Что за польза от тела?
Как обрести власть над умом?
Почему ум хозяин надо мной?
Как всегда улыбаться и перестать хмурить лоб и брови?
Как говорить от чистого сердца и по существу?
Как понять? – «Ради малого не отказывайся от великого, если нет на то особых предписаний»
Как понять? – Всевидящие Милосердные позволяли совершать даже то, что запрещено.
Как понять? – «Дхарму не излагай женщинам, если мужчины нет с ними рядом»
Как исполнять то, что очищает ум?
Как сохранять Бдительность – непрерывное осознавание состояния ума и тела? 
 
Глава шестая ПАРАМИТА ТЕРПЕНИЯ
 
К чему печалиться, если все можно еще поправить?
К чему печалиться, если ничего уже поправить нельзя?
Если без страданий невозможно освободиться из колеса бытия, почему МЫ так боимся страданий?
Почему одни при виде собственной крови обретают особую смелость и стойкость?
Почему другие, увидев чужую кровь, теряют сознание?
Зачем приходят болезни, хотя никто не желает болеть?
Ничто не возникает само по себе, но какова причина всего зла, какое только существует на свете?
Если бы все совершалось по желанию существ, тогда бы никто не ведал страданий. Но почему есть страдания? 
Почему люди ранят свои тела?
Почему люди глотают яд и вредоносную пищу?
Почему люди уничтожают себя пагубными делами?
Почему люди лишают жизни даже свое драгоценное Я?
Почему люди не желают страданий, но желают причин страданий?
Как мои собственные поступки побуждают других мне вредить?
Как не отвечать на зло – злом? А как отвечать на зло?
Как причиняют вред моему уму, если ум бестелесен?
Неприязнь существ не сможет уничтожить тело. Почему я бегу от нее?
Верно ли, что все блага земные, обретенные мною - исчезнут, и только мои пороки меня не покинут?
Зачем прежде я совершал все те поступки, из-за которых другие теперь мне причиняют вред?
Все пожинают плоды своих деяний. Кто я такой, чтобы это изменить?
Как обрести радость и счастье? В чем они?
В чем разница моих совершенств, совершенств других и совершенств Совершенных?
В чем разница моего счастья и счастья других? В чем мое счастье? В чем счастье других?
Что за дело мне, одарят другого или нет?
Что за дело мне, одарят тебя или нет?
Почему я желаю, чтобы другие обрели Пробуждение?
Почему я желаю, чтобы самому обрести Пробуждение?
Если мой недруг в унынии, что за радость в том для меня?
Если мой друг в счастии, что за радость в том для меня?
Понимаю ли Я, что идет мне во благо? Следую ли Я этому? Почему?
Следует ли почитать Богов?
Следует ли почитать Пробужденных?
Следует ли почитать других, ведь они могут стать Пробужденными?
Следует ли почитать меня, только за стремление к обретению качеств будды?
Должен ли я приносить пользу людям, даже если они мне причиняют зло?
Я, причиняющий зло живым существам, как должен приносить пользу другим?
Не стоит недооценивать слабых существ, нам причиняющих вред, ибо за ними – стражи ада и воля Милосердных. Но как мне, даже имея возможность, не ответствовать злом на зло?
В этой жизни, богатство, слава и счастье – это радость, подаренная живым существам?
В этой жизни, богатство, слава и счастье – источники несчастий живых существ?
В чем разница?
 
Глава седьмая ПАРАМИТА УСЕРДИЯ
 
Что такое усердие? Что есть лень, уныние и самоуничижение?
Что такое стремление к благому? Что называют его противоположностью?
Смерть убивает мне подобных, одного за другим. Зачем?
Что смогу я сделать, когда придет смерть?
Как можно пребывать в покое, сотворив деяния, ведущие в ад?
Зачем я принял человеческое тело? Что бы привести его к смерти?
Неприятными процедурами все целители изгоняют болезни. Почему я боюсь трудностей проработки?
Если причина телесных страданий – пагубные деяния и поступки, зачем я их совершаю?
Если источник душевных мук – ложные измышления, почему я думаю во вред себе?
Должен ли я победить свои бесчисленные пороки? Зачем?
Должен ли я взрастить в себе бесчисленные достоинства? Зачем?
Если лучше вовсе не начинать, чем, начав, бросить – как мне прожить свою жизнь?
“Это я совершу в одиночку” – такова гордость в отношении деяний. Но как же иначе достичь Пробуждения?
Когда гордецов-аскетов, убежавших от жизни, относят к числу преисполненных истинной гордости – что может быть печальнее? Но как же иначе достичь Пробуждения?
В поисках счастья люди берутся за труд, но не всегда счастье им достается. Почему?
Те, кто находит счастье в самом труде, не имеют мотива завершить его и достичь цели. Почему? 
 
Глава восьмая ПАРАМИТА МЕДИТАЦИИ
 
Почему мой ум рассеян?
В чем различие между умом и телом? Почему так?
Почему есть жажда накоплений?
Почему есть привязанности?
Почему я несчастен в разлуке с любимыми?
Почему я несчастен когда любимые рядом?
Почему путь Пробуждения в теле требует отвергнуть радости мира?
Если думать лишь о любимых, жизнь пролетит впустую. О чем еще думать?
Обычным людям нелегко угодить. Почему я люблю обычных людей? Почему я их не люблю?
Есть хоть какой-нибудь толк от любви к людям?
Зачем невечному человеку питать привязанность к другим невечным существам?
Зачем вечному питать привязанность к другим вечным существам?
Как познать истинную реальность? Зачем?
Как счастливо жить в одиночестве? Зачем?
Если умереть для всех раньше своей смерти, никто не будет плакать когда я умру. Зачем жить, если уже умер? Зачем жить, если все равно умрешь?
Люди обретают богатство и достигают известности. И умирают.
Люди бедствуют в безвестности. И умирают. 
В чем разница?
Если люди так несовершенны, зачем я человек?
В одиночестве рождается человек и в одиночестве он умирает. В чем смысл его жизни?
Нечистоты человека берут начало в его пище. Почему же нечистоты отвратительны, а пища – нет?
Говоря “Я люблю это тело”, я говорю об отношении сознания к бездуховной плоти. В чем смысл таких слов?
Говоря “Я люблю эту душу”, я говорю об отношении к тому, что не могу ни увидеть, ни потрогать. В чем смысл таких слов?
Почему человек живет ради минутных удовольствий, доступных даже скоту?
Страдает тот, кто идет по Пути. Страдает и тот, кто раб желаний. В чем разница?
Все существа ощущают страдание и счастье. В чем разница существ?
Если и я, и другие в равной мере желаем счастья, то что особенного во мне?
Почему я добиваюсь счастья для себя одного?
Если и я, и другие в равной мере страшимся страданий, то что особенного во мне?
Почему я оберегаю себя, а не других? 
Тогда зачем беречь себя от будущего страдания, если сейчас мне оно не вредит?
Зачем предотвращать страдание всех существ? Просили ли они меня об этом?
Почему я желаю освобождения лишь для себя одного? Возможно ли это?
Мы дорожим руками и прочими своими членами, ибо они – части нашего тела.
Почему же мы не дорожим существами, ведь они – частицы этого мира?
Я не жду вознаграждения, когда для себя самого добываю пищу. Почему я требую награды, трудясь на благо других?
Желая избавить себя от жажды и голода, я убиваю птиц и зверей. Почему так?
Ради наживы и почестей я унижаю и убиваю других существ. Почему так?
Если ради собственной пользы причиняешь зло другим – верно ли так жить?
Если ради других причинишь вред себе – верно ли так жить?
Всякое блаженство, какое только есть в этом мире, проистекает из стремления принести счастье другим. Почему так?
Всякое страдание, какое только есть в этом мире, проистекает из стремления к собственному счастью. Почему так?
Одни стремятся к собственной выгоде, другие приносят благо другим. В чем различие между ними?
В колесе самсары откуда берется счастье?
В сравнении с одними людьми я ничтожен, а в сравнении с другими – велик. Почему так?
 
Глава девятая ПАРАМИТА МУДРОСТИ
 
Представления обычных людей опровергаются опытом Пробужденных. В чем разница между ними?
Воспринимая явления, обычные люди считают их реальными, а не подобными иллюзии. А как кажется мне? Что для меня иллюзии, а что реальность? В чем разница?
Если даже существование объектов чувственного восприятия, устанавливается на основе общего согласия, а не достоверного познания, почему я хочу иного? 
Почему я пребываю в иллюзиях, в то время как большинство людей считает их реальностью?
Пока ты в человеческом теле, невозможно достичь нирваны с абсолютной точки зрения. Зачем тогда идти по Пути?
Если даже Будда не абсолютно совершенен, каков же смысл придерживаться пути бодхисаттв?
Если заблуждений иллюзорного ума не существует, кем постигается иллюзия?
Если для меня иллюзии не существует, что же тогда постигать?
Если ум – иллюзия, что же тогда и чем воспринимается?
Ум не может увидеть ум. В чем тогда смысл проработок?
Светильник освещает самого себя, это постигается посредством познания.
Но кем познается, что мой ум познает себя самого?
Если не существует самосознания, чем мы занимаемся на Пути?
Мы полагаем, что иллюзия не отлична от ума и в то же время отлична от него.
Но если она реальна, как может она не отличаться от ума?
А если она не отлична от него, как может она существовать?
Хотя иллюзия и не существует в реальности, ее можно видеть. Почему так?
Как может нечто, не существующее реально, обрести действенность, найдя опору в реальном?
Что толку воображать, если ум не существует?
Если Я признаю, что все подобно иллюзии, разве это избавляет меня от страданий?
Бытие это истинная реальность? Что это означает?
Ничто не существует? А что существует?
Явления не обладают подлинным бытием, значит, их невозможно постичь. И в чем их смысл?
Поклонение будде в нирване приносит те же плоды, что и почитание подлинно существующего в самсаре, ибо оба не существуют и иллюзорны. И в чем смысл служения Будде?
Пустота – пуста. Зачем постигать Пустоту?
Веды и подобные учения будут подлинными, если их подлинность признана учениками. Но это значит, что первоначально они не были подлинными ни для кого. В чем смысл учений?
Если слова Будды оспариваются иноверцами, значит ли что они неверны? 
Писания несовершенны, почему люди еще не отвергли все писания?
Почему люди отвергают писания, которые им не под силу понять?
Ум, не осознавший Пустоту, привязан к человеческому телу.
Ум, осознавший Пустоту, по-прежнему еще человек.
В чем разница?
Если Путь ведет к всеведению, почему вожди людей не таковы?
Зубы, волосы, ногти – это не “я”. Кто Я?
“Я” – это не кости и не кровь, не сало и не пот. Кто Я?
“Я” – это не телесное тепло и не трепетание органов. Кто Я?
Шесть видов сознания никак не могут быть приняты за “Я”. Кто Я?
Один и тот же человек может считаться и отцом, и сыном. Кто Я?
Один и тот же человек бывает в сознании и бывает без сознания. Кто Я?
Сущность, лишенная сознания, не является “Я”, как кусок ткани. Кто Я?
Мысли прошлого и будущего – это не “я”, поскольку они не существуют в данный момент. Кто Я?
Если атман не подвержен изменениям, что толку в его сознании?
Если атмана не существует, (если деятель перестанет существовать), кто обретет плод деяния?
Деяния и плод имеют разные основы и атман не влияет на это. Зачем же тогда это обсуждать?
Если в реальности нет живых существ, к кому тогда мы должны развивать сострадание?
Если нет живых существ, кто же стремится к цели?
Если нет живых существ, кто Я?
Мое тело – это ни руки, ни ноги, ни голова. Я – это ни сознание, ни подсознание, ни бессознание. Кто Я?
Если страдание обладает подлинным бытием, почему же оно не мучает пребывающих в радости?
Если вкусные яства – это источник подлинно существующего удовольствия, почему же они не радуют тех, кто убит горем?
Если мои чувства не возникают при наличии условий для противоположных – кто Я?
Если реальные объекты и мои органы чувств отделены друг от друга – как Я чувствую?
А если реальные объекты и мои органы чувств - единое целое, что и с чем тогда будет контактировать? Кто Я?
Сознание бестелесно и оно не может ни с чем вступить в контакт. Кто Я?
Если нет ощущающего, и если самого ощущения также не существует – кто Я?
Ум не пребывает ни в органах чувств, ни в формах и других объектах чувств, ни между ними. Ума также не обнаружить ни внутри, ни снаружи тела, ни в иных местах. Где Я?
Если знание возникает раньше познаваемого, на что оно опирается при возникновении?
Если знание возникает одновременно с познаваемым, на что оно опирается при возникновении?
Если знание возникает позже познаваемого, откуда оно возникает?
Воображение и воображаемое, эти две вещи взаимозависимы. Кто Я?
Если познаваемое существует в силу познания, как тогда устанавливается подлинное бытие познания?
Если познание существует в силу познаваемого, как тогда устанавливается подлинное бытие познаваемого?
Если они взаимно обусловливают друг друга, то ни одно из них не обладает подлинным бытием. Кто Я?
Если без сына нет отца, как же может возникнуть сын? 
Удовольствие и страдание суть плоды деяний. Что я сотворил в своей жизни?
Если причина безначальна, как может иметь начало ее следствие?
Если Творец не зависит ни от чего иного, почему он не творит непрерывно?
А если все сотворено Творцом, от чего же он может зависеть? 
И кто Я? 
Если Творец творит против своей воли, значит, он зависит от чего-то иного?
А если Творец творит по желанию, значит, он зависит от своего желания?
Разве такой Творец всемогущ? А кто Я?
Если утверждать, что познание мирян недостоверно, значит, их восприятие проявленного неистинно. Но кто Я?
Если мое восприятие неистинно, какой смысл в Пути?
В чем же разница между иллюзией и тем, что считают реальностью?
Откуда все приходит и куда все уходит?
Разве нужна причина тому, что и так существует?
А если нечто не существует, разве нужна для этого несуществующая причина?
Как Небытие может взаимодействовать с Бытием?
Нет бытия во время небытия. Когда же бытие возникает?
Ведь небытие не исчезнет до тех пор, пока не появится бытие.
Пока небытие не исчезнет, нет возможности для появления бытия.
Бытие не может стать небытием, поскольку это означало бы, что у него две природы.
Кто Я? 
Весь этот мир не возникает и не исчезает. Все это иллюзия. Кто же Я?
Поистине нет разницы между достигшими нирваны и не достигшими ее. Зачем мне нирвана?
Если все явления пусты, что можно обрести или потерять?
Когда ищешь истинную природу, что такое жажда и жажда чего?
При размышлении о мире живущих - кто умирает? Кто рождается? Кто существует? Кто Я?
Жизнь пролетает стремительно и без пользы, а истинное понимание нелегко обрести. И зачем оно мне?
Как же избавиться от привычных отвлечений ума? И надо ли? Что мне это даст? Кто Я?
 
Глава десятая ПОСВЯЩЕНИЕ ЗАСЛУГ
 
Как всем живущим ступить на путь к Пробуждению? Зачем?
Какая благородная сила принесет нам блаженство и развеет тьму?
Пусть объятые страхом обретут бесстрашие,
Пусть встревоженные познают успокоение и преисполнятся решимости.
Пусть больные обретут здоровье, немощные обретут силу,
И пусть все будут добры друг к другу.
Зачем тогда жить? Кто Я?
Пусть все существа избегнут дурных уделов.
Пусть будут они наделены верой, мудростью и состраданием.
Пусть будет совершенной их внешность и безупречным – поведение,
И пусть всегда они памятуют о прошлых жизнях.
Зачем тогда жить здесь и сейчас? Кто МЫ?
Пусть будет неизмеримо долгою жизнь всех существ.
Да будут они всегда пребывать в блаженстве,
И пусть исчезнет даже слово “смерть”!
Зачем такая жизнь? Что такое жизнь? 
Пусть без изнурительных усилий весь мир достигнет состояния будды в едином небесном воплощении, минуя мучительные перерождения в низших мирах. Что есть этот мир? 
Кто Я?
 
НИЗ
 
 
 
автор nikolasdibrov

  • Наверх

#2 Barguzin

Barguzin

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 037 сообщений

Отправлено 29 Март 2017 - 19:53

Он приносил усладу высшему йидаму
И в Наланде давал превосходные наставления.
Одерживая победу в спорах, он творил великие чудеса.
Он принимал в ученики и нищих, и царей, и неверующих... (с)
 
Но, увы, Шантидева написал только один труд - Путь бодхисаттвы. 
 
Путь бодхисаттвы можно начать с «Основы буддийской культуры», учебник для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010. - 80 с.

  • Наверх





Темы с аналогичным тегами Шантидева, просветление, путь бодхисаттвы, бодхисаттва

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика