Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат Открыть чат во всплывающем окне

@  АСМ : (09 Январь 2017 - 12:05 ) С Новым Годом, господа ))
@  Logos : (09 Январь 2017 - 01:27 ) Всем привет!

Фотография

Интегральная медитация

Интегральная медитация

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 АСМ

АСМ

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 995 сообщений

Отправлено 24 Июль 2018 - 19:25

Интегральная медитация   Кен Уилбер
 
 
 
 
Кен Уилбер — выдающийся мыслитель и мастер созерцательных методов предлагает в своей новой книге мощную систему медитации, предназначенную для всеобъемлющей трансформации сознания. На её страницах представлен новаторский подход к практике осознанности, совмещающий классический метод медитации с всеобъемлющей интегральной «теорией всего». Результатом такого синтеза является эффективная система целостной самотрансформации и интегральной осознанности.
 
 
 
 
 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
 
«Интегральная медитация» является необычной не только для простого читателя, особенно того, кто впервые ветречается с интегральным видением Кена Уилбера, но и для самого её автора. Под видом популярного введения в то, каким образом стремительно распространяющаяся по планете практика медитации может быть радикально расширена, чтобы включить структуры сознания и всевозможные другие процессы, автор в итоге предлагает разуму читателя и переводчика! медитативный коан неисчерпаемой глубины.
Любой метод, и медитация в том числе, хорош не столько в теории, сколько на деле, когда его претворяют в жизнь. А поэтому подлинные результаты в медитативной практике могут проявиться лишь со временем, в течение которого человек выполняет предложенные предписания, разворачивая своё сознание через вереницу созерцательных переживаний. Точно так же и эта книга, имеющая, казалось бы, весьма скромные объёмы (особенно в сравнении с уилберовским magnum opus «Сексом, экологией, духовностью»), представляет собой, по словам самого автора, закодированное медитативное состояние с активирующими психику смыслами. Медитация не терпит нетерпения; в действительности любая медитативная практика есть нечто противоположное спешке; вот и настоящая книга приглашает читателя к постеленному созерцательному освоению изложенного в ней материала.
Во вступлении к «Сексу, экологии, духовности» сам Уилбер даёт инструкцию по чтению этого своего многостраничного сочинения, приводя мнение одного из тех, кто уже его прочёл и остался в восторге: читайте постепенно, не перескакивая, начиная с первого предложения, и тогда повествование выведет вас в необычайно насыщенное состояние читательской наполненности. Вышедшая более двадцати лет спустя «Интегральная медитация», безусловно, является книгой требовательной, приглашающей читателя к сосредоточению. Можно порекомендовать читателю лишь одно: не пытаться проглотить книгу в один присест, а постараться довериться автору, дав ему шанс довести вас до конца сквозь многочисленные повторения и попытки вызвать к жизни волшебство алхимию вашего собственного сознавания.
Именно тогда, быть может, произойдёт поэтапная «загрузка» и развёртывание в вас интегральной медитативной системы. Это даст вам в руки инструмент необычайной трансформирующей силы, который, возможно, будет служить вам верой и правдой в течение всей жизни. Наберитесь терпения, медитируйте, применяйте на практике предложенные принципы и погрузитесь в миры, открываемые интегральной теорией. Ведь теория в переводе с греческого и означает «созерцание».
 
 
 
 
 
Кен Уилбер
 
 
Уважаемые читатели, я рад приветствовать вас и хотел бы предложить вашему вниманию эту презентацию принципов интегральной медитации. Особый акцент мы будем делать на практике осознанности, или внимательности , с перспективы интегральной теории. Я верю в то, что вы не только обнаружите в этой практике источник вдохновения, но ещё и воспримете её радикальное новаторство. Ведь она совмещает в себе один из древнейших и, возможно, наиболее эффективных типов медитации, когда-либо придуманных человечеством, с одним из наиболее передовых и эволюционно продвинутых воззрений на устройство вселенной из разработанных на сегодняшний день. Понимаю, что всё это может быть чересчур похоже на преувеличение. Однако я убеждён в одном: когда вы втянетесь в процесс и попробуете на своём непосредственном опыте первые несколько упражнений, то начнёте видеть мир совершенно иным, новым образом станете по-новому чувствовать и переживать, в том числе и свою собственную жизнь.
Так что давайте сразу же приступим к делу и для начала ответим на некоторые из вопросов, которые мне чаще всего задают касательно интегрального подхода к медитации внимательного осознавания. Возможно, вы сможете довольно быстро оценить смысл и значимость этой практики.
Когда вы называете интегральную медитацию подходом к росту и развитию, что именно вы имеете в виду, собственно, под «ростом и развитием»?
Ведущиеся в последние годы исследования показали, что людям свойственны, по меньшей мере, два разных и весьма отличающихся друг от друга типа роста и развития, а это означает и два очень разных типа духовной практики. Забавно, что из-за того, что один из этих подходов был открыт только недавно, никогда доселе не существовало пути роста и развития (конвенционального, духовного или какого-либо иного), который действительно бы включал обе эти невероятно важные формы развития. Как станет понятно далее, эти два основных подхода мы называем «взрослением» и «пробуждением». В дальнейшем мы также увидим, что по причине того, что во всей истории человечества никогда прежде не было подхода, который совмещал бы оба пути, человеческая цивилизация всё это время порождала личностей, которых можно назвать лишь незавершёнными и раздробленными. Мы буквально фокусировались только лишь на каком-то одном из типов развития, пренебрегая другим вплоть до его полного забвения и деградации.
Это означает, что мы производили на свет личностей, которые могут быть довольно «взрослыми» и «зрелыми» или высокоразвитыми в любом из множества интеллектов, но не пробуждёнными или просветлёнными. То есть у них отсутствует постижение того, что в некоторых традициях известно как «Наивысшее тождество», когда индивиды в буквальном смысле переживают себя едиными со всей реальностью, всей вселенной, всеми сознающими существами. Если последнее вызывает у вас скепсис, пожалуйста, наберитесь терпения и ещё какое-то время следуйте за изложением, быть может, описываемое здесь станет вам более понятным. Если упомянутое выше постижение и впрямь возможно, разве вам не хотелось бы его обрести? На самом деле, одна из тех вещей, которыми мы будем заниматься на протяжении этой книги, будет состоять в том, чтобы помочь вам разобраться, что же может значить подобное переживание лично для вас.
C другой стороны, человечество действительно производило на свет пробуждённых и просветлённых людей тех, кто следовал пути пробуждения. Но таковые всё равно могли оставаться относительно незрелыми с точки зрения множества своих способностей: они могли быть плохо развиты в психосексуальном плане (что, как следствие, могло приводить к их некорректному в сексуальном плане поведению по отношению к ученикам или ученицам) или же, невзирая на свои духовные устремления, имели низкое моральное развитие (многие сторонники нацизма, например, были неплохо знакомы с йогой и медитативными практиками). Или они могли оказываться гомофобами, сексистами, расистами, ксенофобами, авторитарными, жёстко иерархичными людьми и т. д., иными словами, они могли быть «едины со всем миром», но их способности в этом мире оставались сравнительно незрелыми или даже дисфункциональными и патологичными.
Но никогда у нас не было серьёзной практики развития, которая работала бы и с пробуждением (к нашему Наивысшему тождеству), и с взрослением (или путём приведения к полной зрелости всех человеческих способностей во всём множестве интеллектов). То есть такой практики, которая бы производила людей понастоящему цельных, завершённых и подлинно зрелых по всем критериям а не частичных или раздробленных. Доселе же всё, что мы производили на свет, это людей расколотых и фрагментированных.
Итак, вы, вполне возможно, уже практикуете какой-то духовный путь и считаете его по-настоящему полным и завершённым, а посему не нуждающимся в каких-либо дополнениях. Я действительно могу отнестись с пониманием к такой позиции. Но всё же помните о том, что этот второй путь путь взросления — действительно является открытием, сделанным, по меркам человеческой истории, лишь совсем недавно. Судя по всему, человечество было знакомо с переживаниями «пробуждения» на протяжении, по меньшей мере, последних пятидесяти тысяч лет или более начиная с ранних шаманов и знахарей. Весьма возможно, что, если вы уже практикуете тот или иной духовный путь, он корнями уходит в традицию, которая сформировалась, вероятно, тысячелетие назад или даже раньше.
Однако путь взросления был открыт лишь около века назад, почему так произошло, мы очень скоро выясним. Основная же идея состоит в том, что этот процесс не является чем-то ужасающе очевидным или тем, что легко распознать. Посему, вполне вероятно, не важно, сколько времени и сил вы тратите на интроспекцию, медитацию или внутреннее созерцание, вы не увидите ни одной из стадий взросления. Эти стадии недоступны «невооружённому внутреннему взору». Вот почему, как вы убедитесь, можно взять любую из основных систем медитации, существующих в мире, и, несмотря на то что многие из них выделяют стадии медитативного развития (которые мы подробно исследуем на страницах данной книги), ни одна из них не включает в себя ничего похожего на стадии взросления. Стадии пробуждения пожалуйста! Стадии взросления нет! Нигде нет полностью завершённого пути, который включал бы и взросление, и пробуждение.
Стадии взросления впервые были открыты современными заладными школами психологии развития только лишь, как мы отметили, около века тому назад. Теперь существуют десятки различных школ развития, основывающихся на непосредственных научных исследованиях. Но интересен тот факт, что и на это нам стоит обратить особое внимание практически все эти школы указывают на существование, по сути, одних и тех же 6-8 базовых стадий взросления. Это означает, что у нас на руках есть карты путей взросления, которые могут напрямую помочь нам развиваться, расти и эволюционировать через эти стадии к самым высшим стадиям зрелости и полноты бытия, доступным сегодня. И всё же (здесь-το и кроется странная «закавыка») фактически ни одна из этих карт или моделей взросления не включает ничего, что было бы похоже на просветление, пробуждение или Наивысшее тождество. Стало быть, данные школы учат нас тому, как мы взрослеем, но не учат нас тому, как мы можем пробудиться. А посему такие понятия, как «великое освобождение», «пробуждение», «Наивысшее тождество» и «просветление», остаются в большинстве своём неизвестны в рамках этих западных подходов.
Либо одно, либо другое: либо пробуждение, либо взросление таков исторический удел человечества. Однако с появлением того, что обрело известность под названием «интегрального подхода», являющегося той самой, упомянутой нами, передовой моделью, оба этих пути впервые в истории встретились и оказались совмещены. Это привело к возникновению метода роста и развития, обладающего по-настоящему громадной глубиной и эффективностью, по каким бы критериям мы его ни оценивали. Интегральный подход можно применять (и он уже с успешностью применяется) практически к любой дисциплине, существующей на сегодня. На самом деле в ведущем профессиональном журнале, посвящённом интегральному подходу , были опубликованы материалы по его применению к более чем шестидесяти различным дисциплинам (в результате чего мы получаем такие новые области, как интегральная медицина, интетральный бизнес, интегральное образование, интегральный консалтинг и т. д.).
Все, кто знает о существовании интегрального подхода, согласятся с тем, что любая религия или духовность будущего, чтобы продолжать привлекать сторонников сколь-либо серьёзным обра30м, должна будет начать включать в свои учения как измерение взросления, так и измерение пробуждения, или же эта традиция попросту будет терять сторонников (ищущих подлинных результатов). Я называю это «религией будущего» в применении к вашему сегодняшнему духовному пути .
ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАННОСТЬ?
На страницах этой книги будет представлена серия простых практических упражнений и методик, совмещающих в себе лучшее из путей пробуждения с лучшим из путей взросления. Это позволит вам уловить прообраз того, что, на наш взгляд, является самой эффективной программой роста и развития, которая в настоящий момент вообще может существовать где-либо в мире. Опять же, если это звучит для вас как слишком большое преувеличение, пожалуйста, потратьте ещё немного времени, чтобы выполнить хотя бы первые несколько шагов, взвесить всё и сделать свой собственный вывод.
Что таков практика осознанной внимательности (или внимательного осознавания) и каким образом интегральная осознанность отличается от медитации внимательности, о которой я читал в СМИ?
Практика внимательного осознавания является формой психотелесной тренировки, которая, как было научно доказано, способна кардинально снижать уровень стресса; повышать чувства спокойствия, глубины отношений и гармонии; снижать чувства тревоги и депрессии; снижать дискомфорт от болевых ощущений; понижать кровяное давление; повышать способность к научению, IQ и креативность; и пробуждать высшие состояния сознания, иногда называемые «дальнейшими рубежами человеческой природы» . Её эффект подобен действию стероидных гормонов применительно к различным формам человеческой деятельности от обычных повседневных дел до процессов духовного просветления. Это мощная практика, история которой насчитывает, по меньшей мере, 2,5 тысячи лет. Именно её эффективность и является основной причиной, по которой человечество продолжает ею пользоваться в течение столь длительного времени (и практика осознанности основной компонент множества путей пробуждения).
Большинство репортажей о практике внимательного осознавания в западных СМИ являются вариациями на один и тот же лейтмотив, сходный с тем, что можно увидеть в номере журнала «Time» от 2014 года, посвящённом медитации. Они фокусируются на многочисленных научных данных в пользу множества положительных эффектов практики осознанности применительно практически ко всем сферам человеческой жизни. Подчёркивается, что эта практика особенно рекомендуется в сегодняшнем необычайно перегруженном информацией и хаотичном мире, в котором отвлекающие внимание технологии неимоверно усложняют задачу на чём-либо сфокусироваться. При выполнении базовых упражнений практики внимательности действительно возникают все вышеупомянутые положительные эффекты, а также и многие другие.
Базовая практика осознанной внимательности. В чём же
именно состоит эта практика? По сути, всё, что нужно делать, это сесть, приняв удобную позу, расслабить ум и направить внимание на созерцание настоящего мгновения, что бы в нём ни возникало. Начните с того, что сядьте на подушку на полу, полускрестив ноги или же приняв позу лотоса, стандартную в практике йоги; положите правую руку в левую (ладонями кверху) и затем расположите их на бёдрах или же положите руки ладонями книзу на колени; или сядьте в кресло, поставив ноги на пол, выпрямив спину и сложив руки одним из указанных выше способов. Затем попросту сохраняйте неподвижность, сосредотачивая внимание на настоящем мгновении, со спокойной ясностью замечая всё, что происходит как внутри, так и снаружи. Обычно вас попросят обращать внимание на что-то одно, и, как правило, таким объектом сосредоточения становится дыхание.
Позже мы подробнее пройдёмся по этим инструкциям, однако пока что основная идея состоит в том, чтобы осознавать своё дыхание, как вы делаете вдох, затем замечайте паузу между вдохом и выдохом, затем обращайте внимание на выдох, снова пауза, снова вдох и т. д. Если вы на что-то отвлечётесь если поймаете себя на том, что начали размышлять о прошлом, или будущем, или своей нынешней жизненной ситуации (какая-то неприятность случилась на работе на прошлой неделе; или на завтра запланировано что-то радостное; или какие-то сложности в отношениях с кем-то близким), просто мягко отпустите свои мысли и вернитесь к отслеживанию дыхания. Выполняйте это в течение 10-40 мин один или два раза в день.
Звучит просто, не правда ли? В каком-то смысле, это так и есть: всё довольно просто. До тех пор, пока вы не попробуете сами. И тогда вы заметите, сколь неприспособлен ваш собственный ум для выполнения этой простой задачи и, по сути, сколь мало контроля вы имеете над собственными мыслями. Вы обнаружите, что постоянно утрачиваете осознавание дыхания; безудержные мысли и образы будут захватывать ваше сознавание; иногда мощные и неприятные чувства будут переполнять вас; в другие же моменты вы будете переживать вереницы невероятно положительных и даже преисполненных блаженства чувств. В вас начнёт развиваться мощное понимание, что если мысли и вправду есть то, что управляет поведением, тогда эти спутанные и беспорядочные мысли, являющиеся вашим стандартным состоянием прямо сейчас! — ведут к спутанному, беспорядочному и проблематичному поведению в жизни. Фактически все сферы вашей жизни проживаются вами с намного меньшими успешностью, цельностью, качеством жизни, гармонией, достижениями, заботой и мастерством, чем то, что потенциально вам доступно. И это касается любой сферы вашей жизни, ведь этот спутанный и беспорядочный «обезьяний ум» сопровождает вас буквально во всех сферах, служа основой поведения и управляя им.
Что же до тех областей, где вы действительно смогли достичь значимых успехов, если вы получше к ним приглядитесь, окажется, что почти всегда это те сферы, где вы, на самом деле, проявляете способность чётко, стабильно и свободно сосредотачиваться часто пребывая в состояниях, называемых потоковыми. Подобные цельные и согласованные потоковые состояния позволяют вам осуществлять свои действия наилучшим способом из возможных (и поэтому, как правило, весьма успешно!). Это может касаться как рабочих процессов, так и межличностных отношений; как воспитания детей, так и просто способности к расслаблению. Что ж, медитация осознанной внимательности представляет собой способ превратить всю жизнь в состояние потока.
Отличие интегральной осознанности. Так в чём же отличие интегральной осознанности от осознанности «обычной»? Интегральная осознанность использует стандартную практику внимательного осознавания, но совмещает её с множеством новаторских открытий, сделанных вышеупомянутой передовой моделью, в общем известной как «интегральная теория и практика». Эта система координат используется в данном случае с целью сделать практику ещё более совершенной и сфокусированной на различных сферах вашей жизни, в которых вы можете применять осознанную внимательность. Как следствие, возрастёт и количество сфер, в которых вы будете способны достигать состояний потока. Все эти области есть у каждого человека, однако большинство людей попросту не осознают их существования. На самом деле, они присутствуют в нашей жизни прямо сейчас, но лишь немногие из нас непосредственно их замечают. (Наиболее важно, что это включает в себя любые из стадий взросления, данные стадии уже присутствуют, но, скорее всего, вы не осознаёте их существования.)
Позвольте привести пример. Возьмём языковую среду, в которой вы родились, допустим, это культура русского языка. Любой ребёнок, выросший в русскоговорящей языковой среде, в результате научается более-менее правильно говорить по-русски: он правильно соединяет подлежащее со сказуемым, верно использует прилагательные и наречия, правильно располагает слова в предложении и т. д. Иными словами, он довольно верно следует грамматическим правилам. Но если вы попросите его или коголибо ещё сформулировать, что же это за правила, практически никто не сможет этого сделать. Все следуют правилам грамматики, но никто их не осознаёт!
Это пример того рода вещей, на существование которых в различных сферах нашей жизни указывает интегральная теория. Они подобны базовым картам, используемым нами, дабы осмыслить территорию, на которой мы себя обнаруживаем будь то на работе, в отношениях, в творчестве и искусстве, в воспитании детей, в прохождении новых образовательных курсов, в занятиях спортом... да практически во всём что угодно. Мы картографируем эти области, и получившиеся в результате карты помогают нам видеть территорию и путешествовать по ней. Однако в большинстве случаев мы не осознаём, что эти карты нам потенциально доступны. (Верно это и для всех стадий взросления: эти стадии подобны скрытым картам.) Как и правила грамматики, эти карты представляют собой образцы, которым мы следуем, сами того не зная. Честно говоря, многие из карт ущербны и испорчены: часто они являются неточными, инфантильными рудиментами, унаследованными из детства. Или же попросту дают нам неверные представления о территории. Но поскольку мы не можем их видеть, мы не можем разглядеть эти грамматические правила и скрытые карты, нам даже и мысли не приходит в голову о том, что эти карты можно исправить, начертить более точные или создать некую карту, которая более верным образом отразит различные территории, где мы обитаем. Ситуация похожа на попытку доехать на машине из одного города в другой, ориентируясь по очень плохой карте; в таком случае ваше путешествие, скорее всего, обернётся неудачей, и вы даже и не приблизитесь к месту назначения. Разве эта ситуация вам не знакома? Мне очень.
Итак, эти карты нельзя открыть при помощи одной лишь интроспекции, или изучения своего сознавания. Простым наблюдением своего внутреннего мира правила грамматики обнаружить не получится. Всё, что мы будем видеть, это отдельные слова, образы, знаки и символы, но не скрытые правила, которым они следуют. Для их обнаружения вам потребуется объективно изучить множество носителей данного конкретного языка, найти, что же их всех объединяет, а затем вычислить действительные правила, управляющие их речью. То же верно и для наших скрытых карт, управляющих столь многими сторонами нашей жизни. Вглядываясь внутрь себя, их попросту не увидишь. На самом деле, эти карты формально известные как «структуры сознания» были открыты человечеством лишь сравнительно недавно. Как уже отмечалось выше, мы находимся на этой планете не менее миллиона лет, но только лишь сто лет назад мы открыли эти скрытые карты (вот почему стадии взросления являются относительно новым открытием).
Сравните это с «состояниями сознания» выше мы говорили о структурах сознания, а сейчас речь пойдёт о состояниях. Мы уже обсуждали, что медитация может открыть вам доступ к более высоким состояниям сознания, включая и «изменённые состояния», такие как безбрежные любовь и радость, глубокие прозрения и осознавание или расширение чувства идентичности (включая чувство единства со всем сущим Наивысшее тождество), а также, в общем, потоковые состояния. Другими словами, она открывает доступ к основополагающей сердцевине путей пробуждения. Но все эти состояния можно увидеть путём внутреннего созерцания. Когда вы испытываете чувство сильнейшей любви ко всем живым существам и кричите «я всех люблю!», вы распознаёте это состояние сразу же и напрямую, даже если вы всё ещё не можете сформулировать грамматические правила, удерживающие воедино данное предложение. Состояния, опять же, были открыты людьми, по меньшей мере, 50 тысяч лет тому назад, начиная с ранних шаманов и знахарей, отправлявшихся в свои «визионерские путешествия». В то же время структуры, эти скрытые карты, нельзя увидеть непосредственным внутренним взором. Это и послужило причиной того, что они были открыты лишь в тот период, когда, около века назад, была основана психология развития.
Именно поэтому данные скрытые карты, обнаруженные благодаря усилиям огромного количества исследователей, изучавших психическое развитие человека, и обобщённые в интегральной теории , не встретишь ни в одной из великих медитативных традиций мира. Ни в одной. Стало быть, ни одна из этих традиций, сколь бы гениальными они ни были в плане создания ведущих к пробуждению форм медитации и созерцания (таких как практика осознанности), не использовала внимательное осознавание для выявления этих скрытых карт и замены их более совершенными версиями (моделей взросления). Возраст большинства из существующих сегодня систем медитации насчитывает более тысячи лет, но из-за того, что карты взросления были обнаружены лишь какие-то сто лет тому назад, они являются слишком новым открытием, чтобы быть включёнными в какуюлибо из древних медитативных систем. Поэтому, даже если индивид и обретал доступ к очень высоким состояниям сознания, включая просветление или пробуждение (которое, как утверждается, представляет собой постижение предельной основы всего Бытия, то есть чистое пробуждение), он всё равно, сам того не зная, полагался на милость этих скрытых карт (и стадий взросления). Вот почему мы утверждаем, что даже очень продвинутые мастера медитации могут становиться жертвами серьёзных заблуждений (от гомофобии и авторитаризма до сексизма и приверженности жёсткой иерархичности), поскольку они всё ещё управляются этими неосознаваемыми, искажёнными и скрытыми картами.
Так что самый простой способ запомнить различие между «структурами сознания» и «состояниями сознания» состоит в следующем: структуры скрытые уровни грамматики или скрытые карты — лежат в основе процесса взросления; в то же время состояния сознания, ведущие к пробуждению и просветлению, лежат в основе процесса пробуждения. В процессе взросления мы растём от менее развитых стадий, или карт нашего мира, к более адекватным, зрелым и развитым стадиямкартам в этом-то и состоит подлинное взросление. В процессе же пробуждения мы движемся от менее целостных и менее продвинутых состояний к наивысшим и самым развитым состояниям, которые только возможно себе вообразить, в конечном счёте приходя к подлинному преобразующему пробуждению, просветлению, великому освобождению, метаморфозе, сатори или Наивысшему тождеству, как это по-разному называют в различных традициях.
РАСКАПЫВАЕМ СКРЫТЫЕ КАРТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ
На некоторое время мы сосредоточимся на процессе взросления. Мы попробуем заменить менее совершенные, неточные и неразвитые карты более высокоразвитыми (мы приведём несколько примеров подобных карт, чтобы дать понять, что они собой представляют). Затем мы приступим к рассмотрению процесса пробуждения и попробуем выполнить несколько упражнений, чтобы на своём непосредственном опыте ощутить, что же это такое (включая и два наивысших состояния «истинное Я» и предельное «сознание единства»).
Конечно, в случае с взрослением единственный способ пресечь влияние менее совершенных, менее развитых скрытых карт состоит в том, чтобы вначале распознать их и сделать объектом осознавания. Именно в этом, как мы увидим, нам и поможет интетральная теория. Когда вы откроете в себе эти скрытые карты и придёте к выводу, что они действительно являются довольно устаревшими, изношенными или неуместными для вашего сегодняшнего возраста, а может, и вовсе неверными, вам нужно будет, если позволите так выразиться, их «раскопать» и заменить более совершенными. Аспект раскапывания как раз и является тем процессом, в котором внимательное осознавание может оказаться весьма полезным. В этом процессе мы будем использовать всё то же внимательное осознавание, что и в обычной практике осознанности, а именно стабильное и чистое внимание, направляемое на тот или иной феномен, разворачивающийся в настоящем моменте. Однако феномен, который будет разворачиваться в данном случае, представляет собой нечто, о чём традиционные системы медитации ничего не ведали. Интегральная теория позволит вам их напрямую выявить как стадии взросления.
Стабильное обращение осознавания на эти скрытые карты позволит их «раскрыть». Иными словами, эти неосознаваемые карты будут осознаны, эти субъективные структуры объективизируются, превратившись в то, что поддаётся вашему сознательному контролю. Избавление от устаревших и нецелостных карт, их замена новыми, более точными картами окажет незамедлительный и мощный эффект фактически на все сферы вашей жизни причём сразу же! Это произойдёт по той причине, что вы избавитесь от неосознаваемых и неточных карт, которые до сих пор использовали, сами того не зная, чтобы ориентироваться во всех сферах своей жизни. Сходное произойдёт, если вы откажетесь от использования искажённых карт местности, когда будете ехать на машине из одного города в другой. Ведь использование неточных карт чревато серьёзными последствиями (от просто неприятных до катастрофических)! Фактически все аспекты вашей жизни управляются или находятся под контролем таких карт моделей, систем координат, перспектив, принимаемых вами при рассмотрении различных территорий, на которых вы обитаете. Осознание этих карт сначала путём их выявления при помощи интетральной теории, а затем сосредоточения на них посредством внимательного осознавания кардинально повлияет на все сферы вашей жизни (в некоторых случаях сразу же, в других потребуется посвятить некоторое время практике, но, в любом случае, эффект неизбежен).
Стало быть, именно этим мы и будем сейчас заниматься. Вначале мы познакомимся с самыми базовыми картами, моделями, системами координат или позициями восприятия, которые вы используете почти ежедневно в своей жизни. Затем мы направим на них своё внимание при помощи практики внимательного осознавания, что позволит разобрать и растворить их, освободив место для более точных и целостных карт. Это, в свою очередь, непосредственно и глубоко повлияет буквально на все сферы вашей жизни. Я не прошу, чтобы вы поверили мне на слово, просто попробуйте практику на вводном уровне и сами для себя решите, стоит ли игра свеч (так или иначе, но ситуация будет вполне очевидной, я вам это обещаю).
Учтите, что, выполняя эту практику, вы будете испытывать на себе все традиционные полезные эффекты, связываемые с обычным методом осознанной внимательности от улучшения здоровья и интеллектуальных способностей до более сбалансированной эмоциональной жизни, более удовлетворительных отношений и углубления способности искренне и вовлечённо воспитывать своих детей. Однако вы также получите и положительный эффект в виде раскрытия, демонтажа и искоренения устаревших моделей и карт, из-за которых вы сталкиваетесь с различными неприятными ситуациями в жизни. Вы сможете заменить эти устаревшие карты обновлёнными и более адекватными моделями, картографирующими территории вашей жизни намного более здоровым, радостным, целостным и разумным образом. По сути, вы превратите всю свою жизнь в вереницу роскошных потоковых состояний.
Но ведь даже ребёнок может находиться в великолепном потоковом состоянии, разве не так? Именно поэтому мы хотим удостовериться, что вы будете испытывать эти потоковые состояния (включая пробуждение или просветление) исходя из наиболее развитых, адекватных и зрелых уровней развития, которые только возможны. Мы вовсе не хотим, чтобы вы стали просветлёнными «чудаками», поверьте мне, это вполне вероятный исход в иных случаях! Напротив, мы будем совмещать основные уровни взросления с основными состояниями пробуждения, что в результате позволит открыть перед вами наилучший и светлейший из всех возможных миров. Эта возможность появилась лишь относительно недавно, когда практики древних традиций мудрости (такие, как осознанная внимательность) были объединены с воззрениями и методиками этих передовых эволюционных и революционных точек зрения (таких, как интегральная теория). Впервые в истории взросление объединено с пробуждением, структуры с состояниями, полнота со свободой, поистине искусные средства с предельной мудростью в этом и состоит основная суть интегральной осознанности!
Каким образом интегральная осознанность помогает нам становиться более здоровыми, счастливыми и продуктивными?
Мы уже немного затронули этот вопрос, но позвольте мне добавить, что интегральная теория смогла успешно разведать и объявить о существовании многих из этих скрытых карт (и, если вам не понятно, что именно означает понятие «скрытые карты», обещаю: очень скоро мы рассмотрим множество примеров, после чего вам всё станет предельно ясно). Мы воспользуемся подходом, известным под общим термином «интегральная методология». Это сложный термин для обозначения очень простой идеи: интегральный подход утверждает, что буквально все человеческие дисциплины от науки и морали до литературы, экономики и духовности имеют свою долю истины, свою меру «частично истинных» идей. Возьмите в качестве примера литературу. Её зачастую противопоставляют науке, которая, как полагают, выдаёт истину в последней инстанции. Литература же, как считается, взаимодействует с воображаемыми и вымышленными мирами. Мирами, которые не реальны. Но делает ли это литературу неистинной? Вовсе нет: литература также касается того, каким образом люди создают интерпретации. А интерпретация это основополагающая и сущностная истина человеческого бытия. Даже наука зависит от интерпретаций. Посему литература не является исключительно чем-то воображаемым: она «истинна, но лишь частично». Равно как и фактически все другие дисциплины, которыми занимаются люди. Стало быть, вопрос более не стоит следующим образом: «Какие из этих подходов действительно истинны?» Напротив, теперь основной вопрос звучит так: «Как получилось, что наш мир организован таким образом, что все эти подходы обладают каким-то аспектом истины?» Или, иными словами, «все правы» в той или иной степени. Поэтому интегральную теорию интересует не «кто из них прав?», а «каким образом мы можем всех их объединить?». Само слово «интегральный» означает «целостный», «всеобъемлющий», «всевключающий», «всеохватный», «обёртывающий» соединяющий вещи воедино.
Итак, когда интегральные теоретики начали исследовать все карты, созданные человечеством в течение своей истории (в досовременности, современности и постсовременности), они разложили все эти разнообразные карты перед собой и начали создавать сводную и всеобъемлющую карту суперкарту, если можно так выразиться. Эта суперкарта создана для того, чтобы включать частично истинные аспекты всех существующих карт, используя каждую из них для того, чтобы восполнить пробелы, имеющиеся в остальных. Получившаяся в результате составная картография содержит основополагающие элементы практически всех основных карт, когда-либо созданных человечеством по всему миру и в течение всей его истории.
Это не скрупулёзная, с разрешением до микроскопических маештабов карта (таковую, пожалуй, и невозможно создать), а скорее взгляд с высоты десяти тысяч метров, позволяющий охватить самые базовые контуры и указать на фундаментальные аспекты и сферы человеческого «бытия-в-мире»1. Мы обозначаем эту сводную суперкарту, или интегральную метакарту, термином AQAL. Это сокращение от выражения «все квадранты, все уровни»   . Также данный термин включает в себя «все линии, все состояния и все типы». Поверьте мне, вам не придётся с самого начала заучивать все эти термины. Каждый из них будет подробно объяснён в нужный момент.
Сейчас же основная мысль попросту состоит в том, что всевключающая природа этой составной системы координат позволила интегральной теории выявить скрытые карты практически во всех сферах человеческой деятельности, ибо буквально все они включены в эту сводную карту. Благодаря этому стали очевидны недостатки или пробелы «больные места» каждой из этих карт, взятых в отдельности.
По мере продвижения мы будем давать простые и ясные объяснения различных аспектов этой сводной карты. Мы воспользуемся данной общей картой, чтобы помочь вам обнаружить разнообразные скрытые карты, или модели, которые вы уже используете прямо сейчас для того, чтобы ориентироваться в самых разных аспектах своей жизни. Затем на основе раскрываемой интегральным подходом здоровой версии каждой из этих карт мы поможем вам распознать карты, всё ещё остающиеся для вас неведомыми. Далее мы будем сосредотачиваться на них посредством внимательного осознавания, чтобы ослабить их хватку и позволить вам заменить их более адекватными, цельными, всевключающими и здоровыми вариантами.
В информатике есть известная присказка: «мусор на входе приводит к мусору на выходе». То есть если вы введёте неточную или плохо упорядоченную информацию в свою систему, то на выходе тоже получите неточную и плохо упорядоченную информацию. Именно так и действуют скрытые карты. Это как если бы у нас была сильно искажённая система грамматики, в таком случае многое из того, что мы говорим, было бы лишено смысла. На самом деле в большинстве языков есть диалекты, не следующие правилам стандартной грамматики. Подобный разговорный язык обычно считается признаком плохого образования или принадлежности низкому социальному классу. Мы здесь не выносим никаких оценочных суждений, просто такие фразы, как «ехай дальше», «положь ихнее», «откель припёрся?» [«I ain't got по саг», «They done theirselves proud», «This here pie got flies all over it»] всё это характерные примеры нелитературного языка. В общем, у большинства людей грамматические системы их скрытых карт немногим лучше, чем эти предложения, да и связанные с ними результаты тоже не особенно хороши. Интегральная осознанность позволяет их раскопать, освежить при помощи света чистого сознавания и заменить более совершенными версиями. Это повлияет на все сферы вашей жизни, в которых вы будете применять данную практику. Вот так она и поддерживает вас в том, чтобы становиться всё более здоровыми, счастливыми и продуктивными во всех сферах своей жизни.
 
 
ДВА ТИПА ДУХОВНОСТИ
Является ли осознанная внимательность духовной или религиозной практикой, если да — то в каком смысле?
Что ж, мы хотим продвигаться постепенно, шаг за шагом, по простой и ясной траектории. Многое ведь зависит от того, как именно вы используете слово «духовный» и что подразумеваете под ним. Так что нам сперва необходимо обсудить, что же именно мы имеем в виду под такими терминами, как «религия» или «духовность» (а также обратить внимание на тот факт, что многие люди утверждают, что они «духовные, но не религиозные»). Если вы один из тех, кто вообще не видит ничего интересного в духовности или религии в том виде, в каком они обычно сегодня нам подаются, тогда вопрос определений терминов будет для вас очень важен. Так что если вы такой человек, тогда очень вероятно следующее: (1) ваше понимание «духовности» неотражает «хороший» её вариант (а именно тот, что напрямую ведёт к пробуждению); (2) как только вы обнаружите, что же представляет собой «хорошая» версия духовности, то, скорее всего, именно она вас и заинтересует!
Стало быть, давайте вновь обратимся к следующему факту: есть, по меньшей мере, две довольно разных формы религии или духовности и два типа целей, которых они пытаются достичь. Первую форму академические учёные часто называют повествовательной (нарративной). Самой распространённой её формой является «мифико-буквальная». В мифико-буквальном подходе религия понимается как набор мифических историй, сказаний и повествований, обычно направленных на то, чтобы разъяснить связь вселенной и человека с некоей божественной сущностью (а также на то чтобы разъяснить серию правил, или «заповедей», в отношении того, каким образом должен себя вести человек, дабы вступить в «правильные» отношения с божественным существом).
Такой подход, как правило, воспринимает мифические истории как нечто буквально и абсолютно истинное (отсюда и термин «мифико-буквальный»). Часто он лежит в основе различных фундаменталистских религий. Так, например, христианский фундаменталист верит в то, что Моисей действительно буквально «разверз» воды Красного моря, Господь и вправду убил всех людей, кроме семьи Ноя, посредством Великого потопа (а сам Ной и вправду смог собрать на своём ковчеге по паре всех животных... ну, там, две бактерии, мужскую и женскую особь, два вируса, мужскую и женскую особь, и по два экземпляра каждого из 180 000 видов насекомых... я очень надеюсь, что он захватил с собой хороший фумигатор от комаров и мошкары!).
Если вы веруете в мифический нарратив, что обычно включает в себя заявление, будто представитель абсолютной божественной сущности является одним-единственным спасителем всего человечества, тогда, согласно ему, вы в конечном счёте будете проводить всю вечность в присутствии этого божественного существа в Царстве Небесном. Если же вы не верите ни во что такое и не принимаете одного-единственного истинного спасителя, тогда вы будете вечно гореть в аду (или же вам придётся прожить бесконечную вереницу ужасающе мучительных воплощений). Это один тип религии. Он фокусируется на структурах сознания, причём зачастую речь идёт о структурах, которые не очень хорошо развиты или представляют ранние, детские стадии развития, которым соответствуют собственные ранние, детские карты (иными словами, данный тип религии фокусируется на более ранних стадиях взросления в духовной линии).
Второй тип духовности представляет собой не систему верований или убеждений, а психотехнологию трансформации сознания. Он направлен на изменение состояний сознания. То есть в нём используются различные медитативные и созерцательные практики, с тем чтобы фундаментально переориентировать сознавание и открыть новые, более высокие состояния включая и прямое чувство единства со всей вселенной (иначе говоря, он фокусируется на чистом пробуждении). В число таких практик входит осознанная внимательность, первоначально являвшаяся формой буддийской медитации, целью которой является достижение наивысшего состояния, известного как нирвана. Посредством практики внимательного осознавания вневременного настоящего, согласно учениям, сознавание может начать переживать единство с предельной, безграничной, неописуемой, бесформенной основой всего сущего. Это состояние известно как просветление, освобождение или пробуждение . По сути, то, от чего индивид пробуждается, это несмолкающие, хаотичные и спутанные мысли и способы восприятия реальности, управляющие значительной частью человеческой деятельности и порождающие бесконечную вереницу из состояний страдания. То же, к чему человек пробуждается, это чистое, прозрачное, открытое, пустотное, ясное сознавание, свободное от путаных и расколотых мыслей и концептуальных моделей.
Такое пробуждение часто описывается как открытие своего наивысшего, или истинного Я, своей подлинной природы. Процесс открытия больше похож на психологию, чем на религию. Стало быть, если под духовностью вы имеете в виду именно это, тогда практика осознанной внимательности и вправду духовна, с самого начала являясь чистой духовной практикой. Так получилось, что у неё есть ещё и множество других, менее значимых, но всё равно довольно ценных «побочных» эффектов таких как улучшение состояния здоровья, психологического благополучия и оздоровление межличностных отношений. Посему многие современные западные практикующие стесняются даже упоминать духовный аспект осознанности и внимательности. Они опасаются, что их слова примут за мифико-буквальные «глупости», столь типичные для многих проявлений религии, преобладающих в современном мире, то есть за первую из описанных нами форм религии или духовности, известную как «религия повествования» (или «нарративная религия»). Ведь если вы именно и только её подразумеваете под духовностью, тогда ваша осознанная внимательность ни на йоту не «духовна».
Поэтому нам важно соблюдать крайнюю осторожность в том, каким образом мы пользуемся данными терминами. Если под «духовностью» вы имеете в виду одну из ранних стадий взросления, или зрелости, в духовной линии (в особенности что-то вроде мифико-буквальной стадии), тогда практика осознанной внимательности никоим образом не духовна. Если же под духовностью вы подразумеваете достижение наивысшего состояния сознания или сознавания чистого сознания единства, или Наивысшего тождества, тогда осознанная внимательность изначально являлась глубоко духовной практикой, оставаясь таковой и поныне.
ВАШЕ ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Каким образом мне следует применять интегральную осознанную внимательность в своём личном развитии?
Это прекрасный пример того, где можно начать применять интетральную теорию. Возможно, вы знакомы с общей идеей, что люди не рождаются на свет с полностью развитыми способностями. Напротив, во всех нас заложен ряд потенциалов, которые с течением времени разворачиваются, растут и развиваются в направлении зрелости. Подобно тому, как жёлуди вырастают и превращаются в дубы, яйца в куриц, так и люди вырастают из эмбрионов в зрелые организмы. Существуют дюжины различных моделей этого общего процесса развития. Это последовательности различных стадий, через которые прогрессируют наши способности на пути роста и развития (то есть это модели взросления).
И всё же примечательно то, что, как мы ранее уже упоминали, почти все эти модели обрисовывают, по сути, одни и те же 6-8 базовых, основных уровня развития. Мы также отмечали, что эти уровни единообразно проявляются по всему миру. Более сотни таких моделей развития описаны в серии таблиц в конце моей книги «Интегральная психология». Удивительно, что если внимательно присмотреться к этим схемам, то начинаешь видеть, сколь существенно сходство между уровнями, приводимыми в разных моделях. Некоторые являются более конденсированными схемами и предлагают около пяти уровней; другие намного более детализированы и содержат 16 и более уровней. Но, с учётом вышесказанного, можно сказать, что одни и те же 6-8 базовых уровней вновь и вновь проявляются повсюду.
Итак, эти уровни являются базовыми картами, используемыми людьми для осмысления своего мира. Они представляют собой то, что мы называем структурами, или скрытыми «грамматическими» системами скрытыми картами, управляющими тем, как мы в действительности воспринимаем, интерпретируем и чувствуем мир, опираясь на каждый из этих восьми или около того уровней. Большинство людей верят, что то, что они видят «вовне», и в самом деле находится вовне, и что все видят один и тот же мир всё, что требуется, это просто смотреть, и вы увидите то же, что и все. Однако исследования развития безошибочно показывают, что на каждом уровне своего развития мы в действительности видим, чувствуем и интерпретируем мир кардинально иными способами. Каждая стадия нашего развития обладает своей собственной грамматикой, собственной структурой, собственной картой территории, с которой она сталкивается. И они очень отличаются. Настолько отличаются, что некоторые из исследователей развития утверждают, что каждая из этих различных стадий в действительности имеет или являет собой отдельный мир. И вправду, они очень отличаются друг от друга. Так что как только вы начнёте их распознавать, то увидите, что они буквально повсюду вокруг вас.
Коль скоро дело обстоит так, давайте взглянем на эти картыуровни в качестве введения в применение интегральной медитации к вашему личному развитию. Ведь они будут частью того, на чём вы будете сосредотачиваться посредством собственного внимательного осознавания. Это позволит вам увидеть (скорее всего, впервые в жизни) те скрытые карты, грамматические системы, или системы координат, которые на самом деле управляют почти всеми сферами вашей жизни, о чём вы раньше даже и не подозревали!
Это означает, что мы официально начинаем нашу практику интетральной осознанности с рассмотрения некоторых из недавно открытых феноменов. Они будут служить объектами нашей медитации внимательного осознавания. Мы будем осознавать эти 6-8 «скрытых карт», или скрытых грамматических структур, во многом управляющих тем, как мы воспринимаем и переживаем мир. На протяжении миллиона лет, в течение которого мы пребываем на этой планете, эти карты, или скрытые субъекты, были известны (открыты) только в последнее столетие. Я столь сильно акцентирую на этом внимание, потому что это и вправду одно из самых монументальных открытий, когда-либо сделанных человечеством!
1.
ВЗРОСЛЕНИЕ: СКРЫТЫЕ КАРТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ы начнём с краткой экскурсии по этим 6-8 основным стаI дням, или уровням, развития-взросления, представляющим собой наши «скрытые карты». В отношении этих стадий существует общий консенсус практически во всех современных школах исследований развития. Это стадии/уровни, поочерёдно возникшие в ходе исторического, или эволюционного, процесса. После того как такая стадия возникает и обретает свою форму, она продолжает существовать и в дальнейшем переживается всеми без исключения последующими поколениями людей, причём это происходит в том же порядке, в котором последовательность стадий была изначально заложена. Это можно сравнить с археологическими пластами наслоениями человеческого бытия и сознавания. Мы увидим доказательства существования каждого из этих пластов по мере нашего продвижения по материалу данной книги. Пока же давайте приступим и начнём с самого раннего, древнего, наиболее «примитивного» или, по крайней мере, «первичного» из всех наших уровней бытия, познания и чувствования. Речь об инфракрасном «архаическом» уровне.
M
УРОВЕНЬ 1: (ИНФРАКРАСНЫЙ) АРХАИЧЕСКИЙ
Младенец рождается на свет, по сути, без ощущения отдельного «я». Он не может отличить своё тело от среды, в которой находится. Он един с матерью и окружением в состоянии полного слияния. Эта стадия, или уровень 1, иногда называется архаической, симбиотической, стадией слияния или базовой сенсомоторной и физиологической стадией. Мы даём ей цветовое обозначение «инфракрасной» стадии.
(Стадии иногда маркируются и упоминаются в изложении при помощи цветовых обозначений, поскольку каждой из них соответствует столько различных характеристик, что любое отдельное название включая и такие термины, как «архаический» или «симбиотический», слишком узко в сравнении с тем, что представляет собой стадия в целом. Любое имя, в каком-то смысле, вводит в заблуждение. Посему, чтобы обойти эту проблему, используются нейтральные цвета или, иногда, порядковые числительные. Мы будем обращаться ко всем трём способам обозначения стадий названиям стадий, цветовым и числовым обозначениям. Вы к ним привыкнете, и, как я надеюсь, оцените удобство их использования).
Вновь подчеркну: сейчас нет необходимости запоминать все эти подробности. По мере вашего продвижения по главам книги мы будем предоставлять всю необходимую информацию именно тогда, когда это будет нужно. Сейчас же просто учитывайте, что это общий обзор того экстраординарного эволюционного путешествия путешествия развития сознания, через которое проходят все люди по мере того, как в процессе взросления развёртываются всё более зрелые, но при этом всё ещё скрытые карты, или тайные грамматические структуры, управляющие нашим миром.
В среднем, приблизительно в возрасте четырех месяцев, во время подфазы, известной в психологии детского развития как «вылупление», младенец обычно научается отличать своё фиэическое тело от физической среды. Но он всё ещё не может отличить свою эмоциональную самость от эмоциональной самости других людей в особенности матери. Ребёнок переживает себя и свою мать в виде чего-то вроде «двойного единства» большого и находящегося в слиянии самоощущения, в котором ещё нет реальной границы между вашими эмоциями и эмоциями окружающих (опять же, в особенности матери). Психоанализ называет это «оральной стадией»; в иерархии потребностей по Абрахаму Маелоу это называется стадией «физиологических потребностей» (включающих еду, тепло, воду и кров над головой); психолог и исследователь развития Жан Пиаже называет это началом сенсомоторных подстадий; философ Жан Гебсер «архаической» стадней. В течение, по меньшей мере, первого года жизни, даже после вылупления, младенец всё ещё преимущественно существует в этом состоянии недифференцированного слияния на инфракрасной архаической стадии.
В случае отсутствия серьёзного поражения мозга, болезни Альцгеймера на продвинутой стадии или чего-то подобного, очень немногие взрослые полностью остаются на этой стадии. Однако возможно, что некоторые аспекты сознавания могут привязаться к этой стадии, или фиксироваться на ней. В психоанализе это называется «оральной фиксацией» (не просто «оральным влечением», а «оральной фиксацией», — через мгновение мы рассмотрим, в чём именно заключается важное различие между этими двумя понятиями). Стало быть, нам стоит внимательно отслеживать вероятность формирования подобной фиксации. Многие люди имеют оральные фиксации или, с другой стороны спектра, «оральные диссоциации» (мы рассмотрим оба типа дисфункции). Это, соответственно, приводит либо к «оральным зависимостям» (или «адцикциям»), либо к «оральным аллергиям». В целом это означает наличие проблем с самыми базовыми физиологическими потребностями и влечениями-побуждениями  человеческого организма. Посему это и является той стадией, на которую нам стоит начать направлять своё интегральное внимательное осознавание.
(Если выражаться кратко и просто, и в дальнейшем мы рассмотрим множество конкретных примеров, каждая из стадий развития превосходит и включает предыдущую. Это попросту означает, что каждая новая стадия развития включает в себя предыдущую, но затем добавляет к ней что-то новое, новаторское и вновь возникшее, то есть нечто, не встречавшееся на предыдущей стадии. Именно это и делает новую стадию «более высокой»: она обладает всем, что есть у предыдущей стадии, плюс имеет и чтото новое, дополнительное. Она «больше», «шире», «выше».
Так, в последовательности стадий эволюции или развития «от атомов к молекулам, клеткам и организмам» каждая из данных стадий выходит за пределы предшествующей путём привнесения чего-то нового, какой-то новизны, чего-то вновь возникшего: каждая стадия «трансцендирует» предыдущую (то есть «превосходит» или «выходит за пределы». Прим, пер.), подобно тому как молекулы трансцендируют атомы, то есть выходят за их пределы. Однако каждая стадия также полностью «обёртывает», окутывает собою или «включает» в себя, предыдущую подобно тому, как молекулы буквально включают в себя атомы.
Тот же самый процесс трансценденции и включения действует в отношении всех 6-8 стадий роста, развития и эволюции человека, обзорным исследованием которых мы здесь и занимаемся. В этом повсеместно наблюдающемся процессе всегда может чтото пойти не так в отношении какого-то из этих двух шагов, или подстадий. Если что-то идёт не так с шагом «превосхождения», или «трансценденции» , то есть если более высокая стадия проявляет неспособность чисто и ясно выйти за пределы предыдущей стадии, тогда аспекты этой новой стадии останутся «застрявшими», или «фиксированными», на предыдущей стадии. Таким образом, в новой стадии образуется множество зависимостей, или аддикций, к аспектам, на которых произошла фиксация.
C другой стороны, если что-то пойдёт не так с шагом «включения», то есть если новая стадия не включает, или не интегрирует в себе, предыдущую, а вместо этого диссоциирует, или отчуждает, отрицая и отщепляя её части, тогда формируется аллергия к этим отчуждённым и нежеланным её аспектам.
«Зависимости и аллергии» это две универсальные проблемы, потенциально присущие каждой из стадий эволюции из-за неотъемлемо «превосходящей и включающей» природы процесса развития. Мы рассмотрим множество примеров этого для каждой стадии по мере развития нашего повествования.)
Итак, если начать с чего-то, соответствующего этой самой ранней стадии с желания пищи интегральная осознанность здесь подразумевает просто соприкосновение прямо в настоящем мгновении с желанием поесть. Если вы голодны, сосредоточьтесь на этом желании; если нет, представьте себе, будто вы испытываете сейчас голод. Есть глубочайшая жажда, могущественное примитивное влечение к удовлетворению самого базового из желаний желания поесть, наполниться пищей, насытиться, перестать быть голодным. Когда это влечение у вас возникает, если нельзя сказать, что вы его полностью «превзошли и включили», то есть если у вас всё ещё есть какая-то сильная привязанность к этой стадии и вы имеете не просто оральное влечение, но оральную фиксацию, тогда оно будет вами на время всецело «овладевать». Влечение к пище будет иметь вас, вместо того чтобы быть у вас. В таком случае можно говорить о том, что оно остаётся в качестве «скрытого субъекта» в вашем сознавании, в вашей системе отождествлений (или идентичности). Какая-то часть вас самих всё ещё отождествлена с этой стадией.
Если это в какой-то мере справедливо для вас, тогда, когда данное влечение к утолению голода (или любое другое базовое влечение к утолению жажды, обретению тепла и убежища) возникает в вас, вы не будете просто его иметь или им обладать: вы будете этим влечением. Оно будет переживаться как часть вашего сердцевинного самоощущения, часть того, кто вы есть. Вы будете становиться голодом, стремясь к удовлетворению своей жажды насытиться. Тогда не будет ничего более важного, кроме удовлетворение вашего голода. Весь мир станет пищей, а вы станете одним большим ртом. Все остальные заботы будут отодвинуты, пока увлечённость жаждой пищи всецело доминирует в сознавании. Вы будете хотеть одно и только одно: приглушить эту мучительную неудовлетворённую потребность; удовлетворить и избавиться от неё, хотя бы временно (пока она вновь не подымет свою голову вновь и вновь ошеломляя и завладевая вами).
Когда-то в детстве вы впервые достигли этой стадии, и вся ваша самость была с нею отождествлена. У вас не было желания поесть вы сами были желанием поесть: весь мир и вправду был едой, а вы всецело были ртом (поэтому данной стадии и дали название «оральной»), В той степени, в какой вы всё ещё отождествлены с аспектами этой стадии, можно сказать, что у вас имеется зависимость от еды. Быть может, у вас избыточный вес и даже клиническое ожирение. Во многих случаях это является серьёзной формой зависимости. В США, согласно данным Национального института здравоохранения, около 60 % взрослого населения страдают от избыточного веса, а треть от патологического ожирения, нуждающегося в медицинском лечении. В этих конкретных случаях американское сознание коллапсирует в архаический уровень, движимый этими самыми ранними, базовыми и первобытными влечениями, которыми обладают живые организмы, влечениями к утолению голода и жажды (если обобщать, то происходит обострение проблем, связанных с самыми фундаментальными физиологическими потребностями, необходимыми для выживания, потребностями в пище, воде, тепле и крове. Нет ничего более примитивного и первобытного).
Важно отметить, что это одновременно и самые фундаментальные влечения, и наименее значимые. В интегральной теории в любой вложенной (по принципу гнёзд) иерархии, то есть холархии\ более «низкие», «меньшие», или «ранние» стадии являются более фундаментальными, потому что от них в действительности зависит существование всех последующих, более высоких компонентов. В холархической последовательности, которую мы недавно упомянули (атомы молекулы клетки организмы), можно отметить, что атомы являются наиболее фундаментальным уровнем, поскольку все более высокие стадии включают их как необходимые ингредиенты. Так, если вы уберёте атомы, тогда исчезнут и все более высокие стадии: перестанут существовать и молекулы, и клетки, и организмы. Просто потому, что атомы выполняют настолько фундаментальную роль.
Тем не менее более высокие стадии являются более «значимыми», поскольку сами они включают в себя больше уровней включают больше бытия и реальности в своей структуре, тем самым «означая» куда большую часть реальности: организмы весьма значимы, ведь они содержат и атомы, и молекулы, и клетки в своём существе. Но они не являются особо фундаментальными, ведь мало что состоит из организмов или включает их в свою структуру. (Таким образом, если вы уберёте из иерархии организмы, то атомы, молекулы и клетки всё равно продолжат существовать. В этом смысле они не сильно фундаментальны. Но они необычайно значимы, потому что «означают» или «включают» все предыдущие стадии, представляя намного большую реальность, чем, к примеру, атом.) Человек же является самым значимым и наименее фундаментальным существом из всех, что нам сегодня известны.  
Кстати говоря, ингредиенты «холархий» это «холоны», то есть целостности, представляющие собой части других целостностей. Так, целый атом является частью целой молекулы; целая молекула часть целой клетки; целая клетка часть целого организма и т. д. Реальность во всех её измерениях внутреннем и внешнем, индивидуальном и коллективном состоит преимущественно из холонов. Куда бы вы ни посмотрели во вселенной, всюду холоны. Каждая из стадий, каждый из уровней, которые мы сейчас рассматриваем, каждая из этих скрытых карт это холон. Иными словами, это целое в рамках своей стадии, становящееся частью целого последующей, более высокой стадии. Вот почему эти стадии неизбежно становятся всё более и более целостными более сложными и при этом более интегрированными; 60лее всевкпючающими и при этом более всеохватывающими.
Мы увидим, что это справедливо для всего спектра идентичности от исключительно эгоцентрической тождественности, сфокусированной на «мне», до этноцентрической тождественности, или «нас», и, далее, от мироцентрической тождественности, или «всех нас», до космоцентрической1 тождественности со всеми сознающими существами, со всей вселенной.
Итак, после небольшого отклонения в сторону общего экскурса давайте вернёмся к нашей основной теме: если у вас избыточный вес, и я понимаю, что вам множество раз говорили, что вы, дескать, что-то делаете «неправильно», раз находитесь в таком состоянии (а также, скорее всего, вас такие разговоры просто достали, так что заранее прошу прощения), то одна из основных вещей, являющихся для вас предметом заботы, состоит в том, что   какая-то часть вашей самоидентичности остаётся фиксированной на этой ранней стадии. Это влечение продолжает оставаться реальной, но скрытой частью вашего самоощущения, вашего актуального чувства бытия собою. Оно остаётся частью вашего субъекта, вашего «я». Именно поэтому увидеть его как объект, применив к нему внимательное осознавание, как мы уже начинаем делать, означает в действительности начать отпускать его, «разотождествляться» с ним, смотреть на него вместо того, чтобы смотреть и ухватывать мир через него. Иметь его вместо того, чтобы оно имело вас.
Стало быть, в следующий раз, когда у вас будет возникать чувство голода (независимо от того, страдаете ли вы от избыточного веса или нет), по-настоящему обратите на него своё внимание, направьте на него своё внимательное осознавание. Это похоже на то, когда вы что-то снимаете на видео: вы становитесь совершенно нейтральной видеокамерой, видящей всё так, как есть, без каких-либо суждений об опыте: вам не нужно критиковать то, что вы испытываете, порицать или отождествляться с этим. Просто осознавайте переживание, сохраняя нейтралитет, осознавайте его всепронизывающим образом, со всех ракурсов. Где расположено чувство голода (в голове, во рту, в сердце, в желудке, в руках, в ногах...)? Какого оно цвета (какие бы ассоциации у вас ни возникали)? Какой формы (то же самое)? Как оно пахнет (снова что бы ни возникло у вас в ответ на этот вопрос)? Подлинно ощутите первобытность и настойчивую интенсивность этого влечения то, как оно проявляется в вас как влекущая сила. Сделайте это субъективное влечение объектом внимательного осознавания сознаваемым предметом. По-настоящему всмотритесь в него, стабильно и продолжительно. Напрямую его ощутите при помощи своего чувствующего сознавания, что можно рассматривать как ещё один термин для «внимательного осознавания».
Возможен и альтернативный вариант: быть может, у вас не выработалась фиксация на этой стадии, но вы пришли к другой крайности излишне с ней разотождествились. При нормальном стечении обстоятельств вы в конечном счёте должны разотождествиться с каждой стадией, прекратить отождествляться исключительным образом с её потребностями, влечениями и побуждениями, сохраняя её при этом в своём сознавании: вы более не есть она, вы её осознаёте — «превосходите и включаете» её. Но если подобное разотождествление становится чрезмерным, то вы не просто разотождествляетесь: на самом деле вы начинаете отчуждать опыт данной стадии, диссоциироваться1, вытеснять его. Если это происходит на оральной стадии развития, тогда у вас вырабатывается не зависимость от еды (аддикция), а отторжение еды (аллергия). Она может проявляться во всём, что угодно, от булимии до анорексии или болезненно малого веса. Каким обра30м в данном случае вам может помочь внимательное осознавание? Оно позволяет вам «превзойти и включить» влечение к еде, подчеркнув аспект «включения», присущий процессу развития.
Как мы уже сказали, каждая стадия развития «превосходит» («трансцендирует») и «включает» предыдущую. Вспомните пример простейшей эволюционной последовательности: атомы молекулы клетки организмы. Каждая из этих стадий «превосходит», или выходит за пределы, предыдущей посредством привнесения новых эмерджентно возникших качеств    в своё бытие (каждая более высокая стадия, например, является «более целосиной»). Но каждая стадия также ещё и «включает», или в действительности обёртывает предыдущую подобно тому, как клетки буквально включают молекулы, а молекулы буквально включают атомы. Сознаванию как таковому свойственно подобное качество «трансценденции и включения»: осознавая какой-то объект, оно выходит за его пределы, но при этом включает его, то есть, на самом деле, «соприкасается» с ним подобно тому, как зеркало непосредственно соприкасается со всеми образами, в нём отражёнными. (Процесс трансценденции и включения является центральной динамикой самой эволюции, он происходит и во всём человеческом развитии. Вы вскоре начнёте очень хорошо понимать этот сущностный механизм вашего собственного роста, развития и эволюции.)
Стало быть, если вы подвергли отчуждению или отринули эти связанные с голодом влечения, тогда вы можете мягко и осторожно, но при этом прямо и неотрывно посмотреть в сторону побуждений к утолению голода, а затем научиться стабильно их осознавать просто удерживать их в пространстве своего чувствующего сознавания. Тем самым вы возвратите их на орбиту своего «дружеского отношения», по мере того как ваш зеркальный ум соприкасается с отражением чувства голода, непосредственно им осознаваемым. Это не приведёт к тому, что вы отождествитесь с влечением к утолению голода: зеркало не застревает в отождествлении с каким-либо из отражаемых объектов, оно свободно позволяет всему, что им отражается, приходить и уходить на своё усмотрение. Однако по мере отражения (в осознавании), отражаемые образы пребывают в непосредственном «единстве» с зеркалом: зеркало напрямую «касается» всех своих отражений. В конечном счёте мы убедимся на собственном опыте, что эта природа сознавания как «единства» лежит в основе способности чувствовать своё «единство» со всей вселенной в радикальном «сознании единства». Пока же просто сохраняйте побуждение к утолению голода в осознавании прямо и чисто ясно и всепроникающе записывая его на «видео». Вы таким образом начнёте превосходить и включать его. Аспект превосхождения, или «трансценденции», положит конец любым проявлениям зависимости в рамках данной стадии, а аспект включения положит конец любой аллергии.
Направьте то же самое внимательное осознавание на все свои фундаментальные физиологические влечения не только к утолению голода, но и утолению жажды, стремлению к теплу, если слишком холодно, или прохладе, если слишком жарко, стремлению к крову над головой, если вы хотите спать. Человеческое тело эволюционировало в течение миллионов лет, развив самые утончённые отношения с необычайным множеством природных переменных, которые необходимы для поддержания жизни в физическом организме. Мы начинаем с архаической стадии с самотождественности, которую фундаментальнейшим образом влекут эти и только лишь эти потребности, и всё же в конечном счёте мы придём к тому, что мастер дзен Догэн обозначил как «тело-ум отброшены!»: тогда наша узкая отождествлённость лишь с этим обособленным организмом будет превзойдена и включена в предельном состоянии Наивысшего тождества тождества со всем, с целой вселенной.
Звучит притянуто за уши? Что ж, очень скоро мы начнём выполнять упражнения, которые позволят вам обрести прямое переживание именно такого состояния, так что далеко не отходите. Пока же посвятите некоторое время превращению этих глубинных физиологических влечений, этих телесных субъектов, в объекты сознавания, тем самым выходя за их пределы и включая их в своём бытии.
 
 
 

 


  • Наверх




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика